Разработки Анохина Ю.П.

1. ОСТАНОВИМСЯ НА МИГ И ПОДУМАЕМ О ГЛАВНОМ

Большинство людей всерьез задумываются о смысле жизни в конце своего жизненного пути, когда все чаще подводит здоровье, начинает «шалить» сердце, когда впереди замаячил неизбежный и скорый переход в НЕБЫТИЕ.
И тогда у многих появляются мысли - а что останется после меня, кто и как будет меня вспоминать? И начинается запоздалый критический анализ содеянного за годы почти прожитой жизни. И у множества людей эти воспоминания вызывают горький стыд и сожаление о том, сколь много наделано ошибок и неправедных поступков, которые уже невозможно исправить.
Молодые люди, если они хоть чуть - чуть уважают себя и способны думать, должны знать это и уметь отличать добрые, нравственные желания и поступки своей единственной, неповторимой и быстротечной жизни от бессовестных и грешных, за которые потом бывает очень стыдно.
Как же следует жить, чтобы потом не раскаиваться за свои глупости и проступки, последствия которых бывают страшными и необратимыми?
Думается, самые главные принципы, которые надо соблюдать в жизни, чтобы потом не было стыдно за себя, это стараться сделать больше добра и меньше зла. Как можно больше радовать других людей и меньше огорчать их. Стараться понимать, прощать и любить даже тех, кто тебе неприятен и враждебен.
Это очень трудно. Ступени нравственного роста круты и высоки. Их всего три - «возлюби ближнего своего», «возлюби дальнего своего», и «возлюби врага своего». Третья ступень духовного совершенства, наверное, доступна только святым. Но стремиться к этим вершинам нравственности может и должен каждый.
Но где мерило добра и зла, как отличить нравственное от безнравственного? Подчас выбрать правильное безгрешное нравственное поведение бывает очень не просто. Как сказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II : «Сегодня человек много слышит о грехе, но почти ничего о нем не знает».
Настоящие истинные, вечные в своей кристальной чистоте моральные ценности жизни, критерии абсолютной правильности наших чувств, мыслей и поступков даны человечеству в заповедях ИИСУСА ХРИСТА, которые по существу являются четкой программой максимально честной и правильной жизни.
Эти короткие заповеди содержат самые главные принципы нравственного поведения, отношения людей друг к другу. Но современная жизнь цивилизованного человека очень сложна и многообразна. Она постоянно заставляет нас выбирать из нескольких вариантов поведения один. И мы должны знать, какие возможные пути, предлагаемые нам судьбой, являются более нравственными, единственно правильными, за которые нам потом - вскоре, или много лет спустя, не будет стыдно перед собой, перед детьми, перед всеми, кто останется после нас.
Ведь жизнь любого человека - это путешествие по бурному житейскому морю из порта «рождение» в порт «смерть». Мы одновременно капитаны, штурманы и рулевые своего единственного корабля. И наша главная цель - привезти к конечной гавани нашего путешествия как можно больший груз добрых дел и поступков, и как можно меньше причинить людям в течение жизни зла, печали, страданий и бед.
Но где критерии добра и зла, как отличить в наше сложное и запутанное время хорошее от плохого, где маяки верного пути, помогающие нам не сбиться с курса добра на путь греха и порока?
Думается, только от священников, живущих «по Христу», знающих и соблюдающих все нравственные законы, мы можем получить точный совет, как нам следует поступить в той или иной, подчас очень сложной и запутанной, житейской ситуации. При этом духовные пастыри как бы примеряют вечные заповеди Иисуса Христа к бесчисленным сложностям и реалиям современной жизни и дают единственно правильный совет.
Но часто решение нужно принять быстро, а связаться с священником, рассказать все и попросить совета просто нет времени или возможности.
Поэтому любой человек, уважающий себя и желающий жить не «по понятиям», а по законам морали и совести, должен иметь хотя бы общее представление о том, какие поступки, какие формы поведения людей в нашей пестрой, переполненной соблазнами жизни святые отцы, исходя из Заповедей Иисуса Христа, считают греховными и безнравственными.
Здесь помещена этическая оценка только самых распространенных человеческих поступков и желаний, данная нам в трудах священнослужителей, посвятивших свою жизнь борьбе с людскими пороками и грехами.
Следуя святым христианским заповедям, грехами, безнравственными желаниями и делами считаются следующие:
Не ношение креста крещенными людьми.
Употребление любых дурманящих веществ, изготовление их и распространение. Наркомания, распространение наркотиков.
Пристрастие к картам и другим азартным играм.
Самолюбие, гневливость, раздражительность.
Алчность, чрезмерная любовь к деньгам и роскоши, которая сильнее любви к людям и Богу.
Гомосексуализм, плотская любовь к лицам своего пола.
Гордость, высокомерие, надменность, хвастовство.
Пустая болтливость, осуждение или обсуждение других людей, в том числе умерших, раскрытие их секретов.
Сквернословие, нецензурная брань - это особо тяжелый грех (фактически это «антимолитва», прославление сатаны).
Ложное стеснение показать себя верующим, стеснение ходить в Церковь, молиться при других людях.
Редкое посещение Церковных служб (реже одного раза в неделю).
Безделье, леность в работе.
Веселье и пиршество во время поста.
Неуважение людей, более старших по возрасту.
Грубое обращение с родителями, пререкания с ними, осуждение и непослушание, не оказание помощи им и другим родственникам.
Непочтительное отношение к пожилым людям, в том числе к своим бабушке и дедушке.
Гнев и невнимание родителей к детям, не крещение их.
Чрезмерное баловство детей, потворство их вредным привычкам.
Фактический отказ от нравственного воспитания детей, от воспитания в них доброты, честности, совести.
Отсутствие заботы о пропитании, здоровье и обучении детей.
Не наказание и не порицание детей за недобрые поступки, или наоборот, слишком частое и жестокое наказание их, оскорбление.
Отсутствие требовательности к подчиненным, или, напротив, несправедливое и грубое отношение к ним.
Осуждение священников, непочтительность к ним.
Отказ в милостыни нищим, не способным работать.
Совершение абортов или склонение к ним.
Покушение или совершение убийства, в том числе случайного.
Самоубийство или покушение на свою жизнь.
Пренебрежение к своему здоровью, невыполнение лечебных рекомендаций, объядение, пьянство и курение – фактически это сознательное медленное самоубийство.
Оставление без помощи погибающего, небрежное лечение.
Нанесение другому человеку оскорблений, угроз, злопамятность, мщение за что – либо, проклинание.
Оклеветание, зависть, желание и причинение кому – либо зла.
Длительное пребывание в унынии, депрессии, апатии.
Жестокое отношение к животным.
Развращение, вольное или не вольное побуждение других людей к любому греху.
Вступление в половую связь до брака.
Нарушение супружеской верности.
Распространение порнографии и эротики, в том числе в СМИ.
Грабеж, воровство, хищение, взяточничество.
Не выплата долга, обман, мошенничество.
Осмеяние чьего – либо уродства.
Лесть, лицемерие, ябедничество, распространение сплетен.
Уклонение от нравственного воспитания и помощи крестным их крестными родителями.

Это общая краткая программа нравственного безгрешного поведения, общий алгоритм праведной жизни, «азбука добра и зла» для каждого человека, который хочет жить честно и по совести.
Конечно, в жизни любого из нас порой встречаются очень сложные и запутанные ситуации, из которых нелегко найти достойный нравственно безупречный выход. Для решения таких вопросов часто хорошо помогает всем известный, но редко применяемый совет - поставь себя на место того человека, на которого направлены твои мысли, желания и действия. - Насколько приятно все это было бы тебе.
То же самое сделай, если кто – то причинил зло, неприятность тебе самому. - Поставь себя на место этого человека, постарайся понять причину его поступков и плохого отношения. Поняв, легче простить. И надо всегда помнить, что поведение каждого человека, его поступки определяются условиями, в которых он воспитывался и жил, которые и сформировали его характер и образ мыслей. - Бытие определяет сознание и отчасти подсознание. Вина ли человека, что окружавшие его люди, условия жизни воспитали его таким, каким он стал, со всеми пороками и недостатками, сделали его полным или частичным нравственным инвалидом?
Надо добро – желательно относиться к любому человеку, стараться помочь ему осознать и исправить свои грехи, победить пороки и обуздать греховные страсти. И чаще спрашивай себя - а идеален ли я сам?
Верующий человек твердо знает, что рано или поздно придет конец света его личной жизни, и ему придется отвечать перед все- знающим БОГОМ за все: за то плохое, что он сделал, и за то хорошее, что он мог сделать, но не совершил.
Поэтому надо стараться чаще проводить этический анализ своей жизни и как можно быстрее исправлять то плохое, что сделали, хотя бы частично компенсировать свои грешные поступки добрыми делами, пока часы нашей жизни еще идут.

Ю. П. Анохин©

2. ЧТО ДАЮТ ЛЮДЯМ ЦЕРКОВНЫЕ СЛУЖБЫ (Заметки психотерапевта и психолога)

Времена воинствующего атеизма наконец закончились, ворота Божьих Храмов распахнулись для всех и люди в нашей стране впервые за многие годы получили полную свободу выбора - ходить или не ходить в Церковь, участвовать или нет в проводимых там службах. И с каждым годом все большее число наших сограждан делает свой выбор в пользу религии - все больше и больше людей посещают и выстаивают Церковные службы. Но пока таких все равно меньшинство.
Давайте посмотрим, почему одни по-прежнему стойко, до фанатизма, сохраняют преданность «заветам Ильича» и проходят мимо Божьих Храмов, никогда не заглядывая в них, другие все чаще и смелее заходят в них поставить свечки и кого-нибудь помянуть, а иногда, обычно по крупным православным праздникам, даже простаивают службы, и отчего третьи, число которых быстро растет, посещают Церковные Богослужения по нескольку раз в месяц?

Сначала давайте разберемся, почему многие из нас по - прежнему не ходят или крайне редко бывают на Церковных службах, хотя теперь нам этого никто не запрещает?
Причин много: с детства привыкли проходить мимо Церквей и редко бывать в них;
Не понимают, для чего надо присутствовать на этих службах, зачем вообще они проводятся и что дают людям хорошего;
Им просто скучно и физически тяжело долго неподвижно стоять в Церкви, особенно когда много разных срочных дел, которые кажутся гораздо важнее;
Не понимают смысла большинства молитв и псалмов, произносимых во время Богослужений;
Вообще не понимают, зачем надо ходить на эти скучные, нудные и непонятные Церковные службы, какая от них польза, что они дают людям, кроме бесполезной траты времени, которого и так ни на что не хватает?

Но ведь почему – то большая группа людей, и их становится все больше, на Церковные службы ходят часто и регулярно. И многие из них люди вполне приличные, на психбольных не похожие и даже преуспевающие? Что они находят в Церкви, зачем они простаивают там часами, отложив другие дела?
Что этой довольно большой и быстро растущей массе людей дают Церковные службы? На этот вопрос, который задают себе и другим сейчас многие, можно дать такие ответы:
Прежде всего, разные люди по-разному объясняют, почему они все чаще и чаще посещают Церковь.
Большинство из них уверенно говорят, что участвовать в молитвенных Церковных службах им полезно и приятно, потому что во время большой православной службы все пространство Церкви наполнено своеобразной аурой спокойствия, доброты, умиротворения, которую чувствуют, правда, не все и не сразу, и которую верующие называют благодатью БОЖЬЕЙ. Эта непередаваемая словами атмосфера торжественного спокойствия и всеобщей благо-желательности создается мощной концентрированной чистой духовной энергией, исходящей от находящихся рядом глубоковерующих и праведно живущих людей, создается десятками икон, «намоленных» (заряженных энергией добра) тысячами прошедших в этом Храме Богослужений.
Поэтому после Церковных служб многие люди, если они более-менее полно погрузились в атмосферу Богослужения и на время стряхнули со своей души суетные мысли и переживания, чувствуют редкое по своей силе умиротворение и спокойствие, тяготившие их проблемы и тревоги кажутся малозначительными, душевное равновесие восстанавливается, а настроение повышается. Обида, зависть и ненависть к кому – либо исчезают или резко снижаются в своей выраженности. Постепенно возникает и крепнет состояние внутренней душевной гармонии.
Внутрицерковная аура добра и всепрощения постепенно облагораживает людей, регулярно выстаивающих службы, делает их душу чище, помогает в борьбе с дурными привычками и наклонностями, способствует совершению добрых поступков и удержанию от злых дел и слов.
Постепенно возникающее и растущее во время Церковной службы состояние внутренней психологической расслабленности позволяет отдохнуть от суетных мирских тревог и переживаний, хотя бы временно забыть их и сосредоточиться на жизненно важных вопросах, единственно правильное решение которых нередко приходит именно во время службы.
Терпеливое выстаивание всего длительного времени Церковной службы укрепляет волю и характер.
Выполнение по ходу службы поклонов и вставание на колени в предписанные службой моменты способствует преодолению чрезмерной гордыни, являющейся причиной множества пороков и грехов.
Постепенно развивающееся по ходу Церковной службы состояние мышечной физической расслабленности, релаксации снижает часто встречающееся у многих людей нервное перевозбуждение, успокаивает их, приводит в порядок состояние нервной деятельности и постепенно излечивает даже серьезные невротические расстройства. По той же причине происходит снижение патологического возбуждения определенных зон коры мозга и уменьшение зависимости и тяги к алкоголю, наркотикам и азартным играм.
Длительное пребывание во время службы в состоянии полного мышечного расслабления и покоя формирует привычку к поверхностному неглубокому дыханию (по методике К. Бутейко), которое укрепляет иммунитет, улучшает состояние сердечно – сосудистой и других систем организма, снижает риск развития злокачественных новообразований (рака) и многих других болезней.
Многие люди, регулярно посещающие Храмы, искренне считают, что Высшие Небесные Силы, в которые они верят и которых просят в молитвах, в том числе во время церковных богослужений, помочь им и их родным, действительно помогают им в разных серьезных делах - профессиональных, бытовых, помогают в излечении болезней и многом другом. Они верят в это. И по вере своей часто получают то, о чем молятся и о чем мечтают.
Это доказано беспристрастной и объективной статистикой, фактами многочисленных, признанных официальной наукой неожиданных исцелений верующих после посещения святых мест, после искренней и наполненной веры молитвы у чудотворных икон. А главное, что многие из этих странных (для неверующих) людей, подолгу регулярно отстаивающих Церковные службы, выглядят и чувствуют себя почему – то более счастливыми тех, кто считает многочасовое церковное бдение бесполезной тратой времени. Их глаза лучатся непонятным для атеистов внутренним светом, отражающим общую душевную гармонию и состояние непроходящей радости и доброты.
Фактически все очень просто - если хочешь, чтобы сбылись твои желания, если хочешь быть счастливым, спокойным и уверенным в себе - регулярно молись и ходи в Церковь, старайся делать больше добра и меньше зла. И тогда жизнь твоя состоится, а на пороге вечности ты без стыда оглядишь ее в последний раз и искренне поблагодаришь БОГА за все.

Ю.П. Анохин©

Причины нравственного кризиса в современной России и возможные способы его преодоления

По мнению многих авторитетных ученых психологов и социологов, в течение последних пятнадцати лет в нашей стране происходит заметная морально-нравственная и общая культурная деградация значительной части населения.
Чтобы остановить эту тенденцию и вернуть утраченное представляется необходимым выявить причины происходящего, далее разработать программу постепенного повышения нравственного потенциала населения и начать ее реализацию в масштабах всей страны или в начале в ряде отдельных областей и городов.


Суть проблемы и ее причины

В России на протяжении многих веков существовала достаточно эффективная, сформировавшаяся столетиями, система нравственного воспитания, основанная на религиозных вероучениях. На религиозных заповедях в Российском государстве, как и в других странах, издревле основывалось родительское воспитание детей.
Придя к власти, большевики, начиная с 1917г. начали проводить государственную политику тоталитарного воинствующего атеизма. В результате этого в нашей стране была почти полностью прервана драгоценная многовековая эстафета передачи нравственных религиозных ценностей из поколения в поколение.
Воспитательная роль религий была сведена к минимуму. Организацией культурно – нравственного воспитания советских людей непосредственно занялись руководители СССР. Как известно, ими была создана мощная всеохватывающая и строго контролируемая сверху система воспитания «человека новой фармации - строителя нового коммунистического общества».
Эта система включала в себя воспитание общих морально-этических принципов поведения личности, соответствующих специально разработан¬ному «Моральному кодексу строителя коммунизма », который по своему со¬держанию был во многом отражением христианских заповедей.
Второй по¬ловиной этой системы был идеологический блок, включавший чисто идеоло¬гическое политическое воспитание населения.
Практическим формированием в сознании людей морально-этических ценностей и прин¬ципов поведения занимались семья, школа и контролируемые КПСС СМИ и массовые молодежные организации (пионерское движение, комсомол).
С начала 90-х годов, после отстранения КПСС от руководства страной, старая система нравственно-этического и идеологического воспитания полностью развалилась. Новые руководители страны вопросами духовного формирования личности по ряду причин практически не занимались.
Во – первых, потому что все их усилия были направлены на решение сложнейших политических и экономических проблем, связанных с перестройкой социалистической государственной системы хозяйствования в капиталистическую.
Во–вторых, в конституционном порядке были законодательно отменены все формы цензуры и разрешена полная свобода массовой информации.
В–третьих, - и это, наверное, самое главное, - новые руководители новой России недооценили огромное социальное значение нравственного уровня населения, важность и обязательность участия государственных структур в формировании нравственности общества, особенно в атеистической стране в период развивающегося капитализма.
Так вместе с водой был выплеснут ребенок - вместе с запретом политической, идеологической цензуры государство отказалось от функций контроля за нравственно – этическим содержанием СМИ и средств массового развлечения, от активного участия в нравственном воспитании населения.
В результате все функции формирования культуры и нравственности нового поколения перешли к родителям, учебно – воспитательным заведениям (в которых в основном по инерции сохранялись старые традиции этического воспитания), и информационно – развлекательной инфраструктуре.
Причем все это совпало с переходом страны в эпоху рыночной эконо¬мики. Новые рыночные отношения между людьми привели к быстрой смене в обществе жизненных ценностей и целей - для многих важнейшим мерилом и критерием человеческого счастья и личного успеха стало не духовное, а материальное состояние, имущество и деньги. Традиционно первостепенные для российского менталитета (одна из загадок русской души) морально-нравственные ценности для большой части наших сограждан потускнели и стали второстепенными, а для многих людей и семей вообще ненужными и устаревшими. Произошла характерная для раннего и бурного капитализма резкая девальвация моральных ценностей.
Практически полная ликвидация системы государственной нравственно-этической цензуры содержания книг, журналов и газет, кинофильмов и телепередач, предлагающихся непривычному к такому информационному половодью российскому зрителю, привела к тому, что интеллектуально-этический и эстетический уровень информационно-развлекательного ширпотреба стал почти исключительно зависеть от аналогичных качеств авторов и редакторов этой продукции и конъюнктуры ин¬формационного рынка.
В результате на кино-теле экраны, полки книжных магазинов и газетных киосков хлынул мощный селевой поток кино-теле-видеофильмов, разнообразных развлекательных передач, книг, газет и журналов, лишенных глубоких мыслей и разрушающих нравственность, наполненных пошлостью, цинизмом, эротикой, насилием и страхом.
Свою лепту в процесс постепенной «аморализации» нашего общества внесли массовая алкоголизация и наркомания, а также связанная с этими «социальными болезнями» прямой и обратной связью, и с реальным значительным сокращением производства массовая полная или частичная безработица.
В частности, отсутствие возможности заработать деньги нормальным путем, вкупе с пропагандируемой многими СМИ сексуальной вседозволенностью привели к резкому росту проституции (уровень которой является по социологическим меркам одним из важнейших показателей общественной нравственности).
Все это вместе в течение короткого периода привело к значительному снижению культурного уровня и духовному обнищанию большого числа россиян, вы¬звало глубочайший нравственный кризис в обществе, проявившийся в беспрецендентном росте преступности, особенно коррупции, алкоголизма, нар¬комании и других «социальных» болезней, поставило страну на грань демо¬графической катастрофы. - Именно низкий уровень жизни и нравственности стали главной причиной резкого падения рождаемости и роста смертности, особенно среди мужчин.
Неудивительно, что в последние годы в Российских СМИ все чаще по¬являются публикации известных ученых, деятелей культуры (А.Солженицын, Н. Михалков, И. Глазунов, академик Э.Днепров и др.) в ко¬торых они бьют тревогу и стараются привлечь внимание общественности и руководителей государства к угрожающим фактам качественного и количе¬ственного, морального и физического вырождения народов России.
Президент страны В.В.Путин в своем Послании Федеральному со¬бранию еще в мае 2006г. отметил, что «сегодня огромное число молодых людей призывного возраста имеют хронические болезни, пристрастие к алкоголю, курению, а порой и к наркотикам. Считаю, что в школах надо не только учить, но и вос¬питывать... И правительству необходимо принять соответствующую про¬грамму по этому поводу.» В том же Послании президент призвал законода¬телей «сосредоточиться на решении важнейших для страны проблем, и одна из них - демографическая, ... это в широком смысле «сбережение народа».
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в интервью ежене¬дельнику «Аргументы и факты» (№ 27, 2006 г.), рассказывая о Всемирном саммите религиозных лидеров, проходившем в Москве в июле 2006г., также отметил особую важность этой проблемы: «Многие ду¬ховные лидеры говорили на саммите о том, что в современном мире, переживающем нравственный кризис, необходимо вернуться к нравст¬венному просвещению и воспитанию. Полагаю, что это не менее важно, чем соблюдение прав и свобод личности. Ведь без нравственного стерж¬ня человек не может использовать свою свободу так, чтобы это пошло на благо ему самому и его ближним. Надеюсь, что выводы саммита будут услышаны и властями разных государств, и их народами ...».
В последующем президенты В.В.Путин, Д.А.Медведев и руководство русской Православной Церкви неоднократно в своих выступлениях в России и за рубежом возвращались к этой теме, подчеркивая жизненную важность для нашей страны и всего мира в целом улучшения культурного, нравственного воспитания, возвращения к традиционным общечеловеческим морально – этическим ценностям.

Особенности возникшего в стране нравственного кризиса

Многочисленные социологические исследования показывают, что постепенное нравственное разложение затрагивает все социальные слои и возрастные категории наших сограждан. Но в отдельных группах населения этот процесс идет быстрее, а в других протекает медленнее. Так, меньше изменились морально – этические качества у старшего поколения россиян, у тех, кому под шестьдесят и больше. Зато значительно быстрее идет процесс нарастания духовного нигилизма, цинизма и эгоизма у молодого поколения, идущего им на смену.
Речь идет, конечно, об изменении нравственных характеристик «среднестатистического», типичного российского гражданина. При этом, безусловно, во всех социальных слоях встречаются и полные подонки, лишенные любых морально – этических тормозов, и очень совестливые и совершенно порядочные во всех отношениях люди. Разговор идет об общей тенденции.
По данным тех же социологических исследований процесс растущей «эгоизации», морального опустошения в крупных городах протекает быстрее, чем в небольших городках и сельской местности.


Возможные пути улучшения морально – этического состояния
общества

Безусловно, преодолеть такой глубочайший социальный кризис, в ко¬тором находится наше общество и который проявляется в материальном и духовном обнищании, нравственной, интеллектуальной и физической дегра¬дации широких слоев населения только «сверху», путем совершенст¬вования законодательной социальной и экономической политики и системы президентского контроля за соблюдением законов на местах, невозможно.
Очевидно, необходимо активное участие в этом крайне сложном, труд¬ном и жизненно важном для страны деле максимального числа граждан, в первую очередь руководства страны, руководителей государственных и муници¬пальных структур, политических и общественных объединений, СМИ.
Возможно, эта стратегическая сверхзадача духовного и культурного развития нации и является той «великой национальной идеей», которую давно ищет российская интеллигенция и которая может сплотить лучшую часть народа и стать смыслом жизни для целого ряда поколений россиян, не равнодушных к судьбе своей Родины, детей и внуков.
Безусловно, далеко не все захотят участвовать в лечении социальных недугов, которыми тяжело больно наше общество, особенно те, кому эти бо¬лезни выгодны и кто сам нуждается в лечении. Но даже те из нас, кто живет не только ради денег и кого волнует будущее страны, в большинстве своем не имеют четкого и ясного представления о том, как можно остановить ду¬ховное и физическое вырождение нынешнего и будущих поколений россиян.

Возможно, решению этой сложнейшей задачи могут помочь следую¬-щие меры:
Думается, необходимо значительно повысить в воспитании нравствен¬ности подрастающего поколения роль семьи и всех учебно – воспитательных заведений.
Для начала следует четко определить, конкретизировать крайне раз¬мытые в настоящий период - период становления цивилизованных рыночных отношений - критерии нравственного и безнравственного поведения.
Создать на основе все тех же вечно актуальных, проверенных опытом сотен поколений людей религиозных заповедей, являющихся, по-видимому, и на сего¬дняшний день самыми точными и объективными критериями «добра и зла», подробную и понятную «Азбуку нравственности» современного чело¬века, с четкими определениями нравственного и безнравственного поведе¬ния, понятий «что такое хорошо, и что такое плохо», с учетом специфики и сложностей современной жизни во всех ее многообразных проявлениях в нынешнюю эпоху.
Об этом говорил и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II : «Сегодня человек много слышит о грехе, но почти ничего о нем не знает.»
Совершенно ясно, что четкое понимание и осознание людьми грехов¬ности, безнравственности определенных поступков, действий, одно¬значное открытое порицание таких действий обществом является глав¬ным условием воздержания людей от совершения безнравственных и противозаконных деяний, ко многим из которых в современном Россий¬ском обществе сформировалось равнодушное и безразличное, а подчас даже одобрительное отношение.
Поскольку большинство наших сограждан недооценивают, насколько важным является для нормальной жизни общества, для экономической и со¬циальной стабильности государства, его обороноспособности воспитание в подрастающих поколениях твердых нравственно-этических принципов, сове¬стливости и честности, очевидно, необходимо прежде всего убедить их в этом.
Только в том случае, если родители будут искренне заинтересованы в нравственном воспитании своих детей, семья в нашей стране вновь сможет вернуть себе эту функцию, которую она должна выполнять в любом цивили¬зованном обществе и которую она всегда успешно выполняла в прежние времена
А государство, думается, должно помочь семье в этом важней¬шем деле эффективными педагогическими рекомендациями и созданием во¬круг детей и молодежи культурной среды, максимально способствующей нравственному воспитанию и культурному развитию, в том числе с помощью этической цензуры СМИ и средств массового развлечения, путем улучшения нравственного вос¬питания в государственных учебных заведениях.

Как показывает зарубежная история, в процессе развития рыночных капиталисти¬ческих отношений и демократизации общества постепенно усиливается ак¬тивность государства в формировании моральных качеств граждан, их ува¬жения к правам друг друга. При этом государство последовательно усиливает контроль за соблюдением законности и правопорядка, за сохранением и ук¬реплением морально-этических ценностей и «уровнем нравственности» среднестатистического гражданина, оказывает определенную поддержку профсоюзам в их защите прав трудящихся и ограничении произвола со сто¬роны работодателей. Это совершенно естественно и обязательно для правительства любой страны, поскольку от нравственности граждан в первую очередь, как уже отмечалось, зависит уровень преступности, коррупции, распространение наркомании и алкоголизма, законопослушность граждан, показатели рождаемости, обороноспособность страны и в ко


Главная

Продолжение, страница 2

Страница 3

Страница 4

E-mail: sirius03@mail.ru



Hosted by uCoz