Продолжение

Зачем нам совесть?

Уже пару десятков лет, как говорят ведущие экономисты страны, россияне живут в обществе рыночной экономики, частично контролируемой государством. Если использовать терминологию философов и политиков советской эпохи, то нашему современному обществу больше всего, вероятно, подходит определение его как общества монополистического или олигархического капитализма.
Как показывают социологические исследования, проведенные во многих странах с аналогичной формой хозяйствования, большая часть граждан этих стран считают для себя, своей семьи и своих детей главной жизненной целью создание крупного материального состояния без серьезных нарушений существующего законодательства. А все остальное - творческие, спортивные достижения, рождение, воспитание и образование детей, и прочее является для многих из них второстепенным.
Для достижения стабильного значительного материального благополучия, что является, как говорилось, основной целью многих жителей современных экономически развитых стран, по мнению социологов и самих граждан, проживающих в таком обществе, необходимы следующие личностные качества: целеустремленность, трудолюбие, хорошие организаторские способности, наличие достаточного начального капитала, знание основ экономики, психологии, маркетинга, законопослушность, твердость характера, хорошее здоровье, предприимчивость, отсутствие алкогольной и наркотической зависимости, пристрастия к азартным играм, и конечно, наличие самого желания стать состоятельным человеком. При всем при этом, безусловно, не помешают финансовые и другие полезные связи, опыт работы, хорошие бизнес-идеи, просто удача.
В этом довольно длинном перечне человеческих свойств, которые, с точки зрения большинства граждан цивилизованных стран, необходимы для того, чтобы человек состоялся, как личность, заслужил уважение окружающих и прожил счастливую жизнь в целом, мы не видим таких понятий, как честность, совесть, моральные принципы, порядочность, бескорыстие, щедрость, доброта, нежность, способность к сопереживанию, уважение и почитание родителей, верность в любви и дружбе, скромность, деликатность, и еще ряд других свойств, которые, по мнению многих граждан этих государств, отнюдь не способствуют однозначно быстрому материальному росту, а наоборот, многие из этих качеств скорее могут помешать материальному процветанию и преумножению личного и семейного капитала.
Коротко говоря, для человека, живущего в государстве с капиталистической системой хозяйствования, стремящегося значительно преумножить свое состояние, высокие этические принципы, совестливость экономически не выгодны, нередко они мешают ему успешно торговать, побеждать в «стихии рыночной экономики» своих конкурентов и целеустремленно развивать свой частный бизнес.
Возможно, именно это стало главной причиной тотального нравственного кризиса в экономически развитых странах Запада, начавшегося на заре капитализма, четко обрисованного такими великими художниками слова, как О. Бальзак, Ф. Достоевский, М. Горький, и продолжающегося, хотя, возможно, и не столь быстрыми темпами, в наши дни.
Проявления общей нравственной деградации многих жителей
экономически развитых стран видны невооруженным глазом. В частности, следствием ее является значительное снижение рождаемости, несмотря на высокий средний уровень жизни и продуманную систему материальной государственной стимуляции роста рождаемости; распространенность алкоголизма и наркоманий, гомосексуализма, сексуальная распущенность, высокий уровень преступности и самоубийств, сокращение числа верующих, несмотря на существовавшее всегда в этих странах терпимое и даже официально одобрительное отношение государства к религии.
Обо всем этом давно с тревогой говорят и пишут многие писатели и ученые этих стран. Но тенденция духовного обнищания общества на фоне всеобщего материального благополучия в этих странах сохраняется.
По – видимому, сами принципы рыночной капиталистической экономики по большому счету трудно совместимы с традиционными морально – нравственными ценностями, и неотвратимо ведут к постепенной нравственной деградации населения.
Как известно, этические нормы взаимоотношений людей сформировались в процессе многовековой истории их совместного проживания, общения, сотрудничества в различных сферах деятельности, и наиболее четко и точно были сформулированы, как считают многие ученые, в религиозных заповедях Иисуса Христа.
Последовательное соблюдение этих этических правил поведения, взаимодействия людей друг с другом, начиная с семьи и кончая взаимоотношениями народов и государств, позволяет минимизировать число межличностных и межгосударственных конфликтов, предельно сократить преступность во всех ее формах, сохранять мир в душах людей, в семьях и в мире в целом, создать и поддерживать всеобщую атмосферу взаимной любви и уважения, взаимопомощи, доброты и сострадания, искоренить вредные привычки и так называемые «социальные» болезни: алкоголизм, наркоманию, СПИД, коротко говоря, создать атмосферу всеобщей любви, счастья и благополучия, мир без зависти и злобы.
Как издавна утверждали и полагают в наши дни философы, ученые, крупные государственные деятели, нравственные принципы взаимопомощи, взаимоуважения и взаимодоброделания, честности и любви, в комплексе определяемые в человеке понятием «совесть», являются цементирующей основой любого сообщества людей, основой мира, порядка, общественного спокойствия. Без них любые сообщества обречены на самоуничтожение и взаимоуничтожение, поскольку борьба между людьми и народами за деньги и имущество, территории, пресловутые энергоресурсы и пр. и пр. ведет к обману, воровству, грабежам, насилию, убийствам, войнам и рано или поздно закончится последней мировой войной, после которой воевать уже будет некому и не с кем.
Но сменяющие друг друга в процессе исторического развития общественные системы, основанные на эксплуатации и непрерывно растущем потреблении и соответственно производстве так называемых материальных благ, формировали в душах людей совсем иные ценности и иные цели. В этих условиях человеческому обществу не удалось создать эффективную технологию массового воспитания совестливых и высоконравственных людей, абсолютных гуманистов и альтруистов.

Хотя эта технология была разработана и предложена людям основоположниками религиозных учений.
И тогда общество, оберегая себя от воинствующих потребителей, от всевозможных форм взаимного насилия и обмана, с давних пор начало создавать и постоянно совершенствовало многообразные внешние (государственные, коллективные и индивидуальные) формы и системы борьбы с преступностью, насилием, агрессией, которые спасали людей и их собственность от посягательств других, более бездушных, аморальных и агрессивных сограждан, а мирные государства от воинственных, заставляя их силой внешнего Закона, под угрозой определенных наказаний уважать чужие права, физическую, имущественную и территориальную неприкосновенность.
Ясно, что такая искусственная система государственной защиты прав и свобод личности не может полностью заменить тот комплекс нравственных принципов, который мы называем совестью. Хотя надо признать, что в наиболее экономически «продвинутых» странах государственные системы охраны правопорядка, защиты человека от любых форм преступлений достигли довольно высокого уровня.
Понимая необходимость воспитания нравственности, многие социологи и педагоги, ученые и государственные деятели экономически развитых стран давно и не безуспешно ищут наиболее эффективные пути и формы воспитания и сохранения совестливости, принципов нравственного поведения в условиях рыночной экономики, капиталистического образа жизни.
В процессе такого поиска во многих развитых странах удалось создать достаточно эффективную этическую цензуру за содержанием телепередач, которая контролирует насыщенность, концентрацию насилия и эротики на телеэкранах. Делаются и другие попытки ограничения негативного влияния на нравственность и психику детей и взрослых других форм и средств массовой и индивидуальной информации (интернет, видеофильмы, печатная продукция). Причем общественность этих государств понимает необходимость таких форм государственного контроля за источниками информации и не возмущается, что это может привести к ущемлению демократических прав и свобод, политической цензуре. - Ведь отличить сцены физического насилия и порнографические картинки от другой информации - политического, экологического и т. д. содержания, думается, не трудно.
Такие системы воспитания и защиты нравственности людей, особенно детского возраста, были сформированы в цивилизованных странах постепенно. В начале эпохи капиталистических отношений их практически не было, они развивались по мере усиления потребительских тенденций и развития информационной инфраструктуры, а также по мере понимания обществом и государственными деятелями необходимости создания таких систем.
Причем всем было понятно, что эгоизм и индивидуализм порождает сама форма общественных взаимоотношений в условиях рыночной экономики. Тем важнее было создать эффективные системы воспитания взаимоуважения, уважения свобод и прав любой личности, законопослушности граждан.
Поскольку наша страна также занялась активным строительством капиталистических, рыночных отношений, оказывающих отрицательное влияние на нравственность человека, перед нашим быстро деградирующим в культурном и моральном отношении обществом встали те же проблемы, которые давно пытаются решить государства, попавшие в водоворот потребительской рыночной стихии за сотни лет до нас.
Безусловно, у многих из этих стран - сюда можно отнести скандинавские, Данию, Нидерланды, и др. - есть серьезные достижения в создании эффективной системы защиты прав граждан, системы профилактики и борьбы с преступностью, в том числе с коррупцией, воспитания устойчивых моральных принципов. Чего стоят многообразные меры по улучшению условий жизни пожилых людей и инвалидов, возведенные в некоторых высокоразвитых странах в ранг государственной политики, дорогостоящие природоохранные мероприятия, хорошо продуманная система воспитания патриотизма. В быстро развивающихся восточных странах - Китае, Японии, др. также удалось в основном сохранить традиционные для этих стран высокие нравственные принципы взаимоуважения, особенно к людям преклонного возраста и детям, законопослушность и патриотизм.
В то же время тенденция предоставления любому гражданину в соответствии с Конституцией максимальных прав и свобод привела к тому, что эти права и свободы оказались во многих государствах Евросоюза «над нравственностью», вне традиционной общественной системы оценки поведения с позиций морали. Некоторые формы поведения, отношения людей друг к другу, которые ранее (полвека назад) считались безнравственными и недопустимыми, теперь с позиций морали разрешаются и не порицаются, как и с позиций Законодательства этих государств. Речь здесь идет, прежде всего, о гомосексуальных отношениях.
Думается, такая коррекция нравственных критериев является неоправданной, и идти по этому пути нам не следует.
Наоборот, учитывая, что рыночная система отношений на производстве постепенно расширяется и распространяется на образование, культуру, быт людей (купить можно все, всех, везде и в любое время, разница только в цене), учитывая, что привычка потреблять усиливает эгоизм, а конкурентные отношения между людьми делают их воинствующими эгоистами, к тому же лицемерными и лживыми, представляется жизненно необходимым укрепление нравственных устоев общества, без которых оно рухнет.
Очевидно, руководство экономически развитых стран мира хорошо понимает это и предпринимает определенные меры, направленные на укрепление моральных принципов - борьба с коррупцией, финансовые дотации религиозным конфессиям, культивирование уважения людьми чужих прав и достоинств, и т. д.
Но те действия лидеров этих стран, в том числе законотворческая деятельность, о которой указывалось выше, вызывает полное непонимание с точки зрения традиционных Христианских ценностей.
Очевидно, учитывая быстрые темпы, какими идет культурное и духовное обнищание нашего народа, рост преступности и «социальных болезней», мы должны как можно скорее и полнее перенять и попытаться развить далее накопленный этими странами позитивный опыт формирования уважения и защиты прав человека, воспитания нравственности и патриотизма.
Но решительно отказаться на всех уровнях от проводимой в этих странах деформации ряда важнейших нравственных критериев. Попытаться создать свои технологии нравственного воспитания, которые окажутся, возможно, более эффективными. И в первую очередь мы должны приложить, думается, все усилия, чтобы не растерять окончательно богатые культурные и духовные ценности, накопленные Россией за ее многовековую историю, продолжить эстафету жизнеутверждающей передачи их от одного поколения россиян следующему и следующему…

Ю. П. Анохин©.


E-mail: sirius03@mail.ru



Hosted by uCoz