Продолжение

ЧТО ДАЮТ ЛЮДЯМ ЦЕРКОВНЫЕ СЛУЖБЫ? (Заметки психотерапевта)

Времена воинствующего атеизма наконец закончились, ворота Божьих Храмов распахнулись для всех и люди в нашей стране впервые за многие годы получили полную свободу выбора - ходить или не ходить в Церковь, участвовать или нет в проводимых там службах. И с каждым годом все большее число наших сограждан делает свой выбор в пользу религии - все больше и больше людей посещают и выстаивают Церковные службы. Но пока таких все равно меньшинство. Давайте посмотрим, почему одни по-прежнему стойко, до фанатизма, сохраняют преданность «заветам Ильича» и проходят мимо Божьих Храмов, никогда не заглядывая в них, другие все чаще и смелее заходят в них поставить свечки и кого-нибудь помянуть, а иногда, обычно по крупным православным праздникам, даже простаивают службы, и отчего третьи, число которых быстро растет, посещают Церковные Богослужения по нескольку раз в месяц? Сначала попробуем разобраться, почему многие из нас по - прежнему не ходят или крайне редко бывают на Церковных службах, хотя теперь нам этого никто не запрещает? Причин много: почти все мы, с детства воспитанные в атеизме, привыкли проходить мимо Церквей и редко бывать в них; Не понимаем, для чего надо присутствовать на этих службах, зачем вообще они проводятся и что дают людям хорошего; Просто скучно и физически тяжело долго неподвижно стоять в Церкви, особенно когда много разных срочных дел, которые кажутся гораздо важнее; Не понимаем смысла большинства молитв и псалмов, произносимых во время Богослужений; И вообще многие не понимают, зачем надо ходить на эти скучные, нудные и непонятные Церковные службы, какая от них польза, что они дают людям, кроме бесполезной траты времени, которого и так ни на что не хватает? Но ведь почему – то большая группа людей, и их становится все больше, на Церковные службы ходят часто и регулярно. И многие из них люди вполне приличные, на психбольных не похожие и даже преуспевающие? Что они находят в Церкви, зачем они простаивают там часами, отложив другие дела? Что этой довольно большой и быстро растущей массе людей дают Церковные службы? На этот вопрос, который задают себе и другим сейчас многие, можно дать такие ответы: Прежде всего, разные люди по-разному объясняют, почему они все чаще и чаще посещают Церковь. Большинство из них уверенно говорят, что участвовать в молитвенных Церковных службах им полезно и приятно, потому что во время большой православной службы все пространство Церкви наполнено своеобразной аурой спокойствия, доброты, умиротворения, которую чувствуют, правда, не все и не сразу, и которую верующие называют благодатью БОЖЬЕЙ. Эта непередаваемая словами атмосфера торжественного спокойствия и всеобщей благо-желательности создается мощной концентрированной чистой духовной энергией, исходящей от находящихся рядом глубоковерующих и праведно живущих людей, создается десятками икон, «намоленных» (заряженных энергией добра) тысячами прошедших в этом Храме Богослужений. Поэтому после Церковных служб многие люди, если они более-менее полно погрузились в атмосферу Богослужения и на время стряхнули со своей души суетные мысли и переживания, чувствуют редкое по своей силе умиротворение и спокойствие, тяготившие их проблемы и тревоги кажутся малозначительными, душевное равновесие восстанавливается, а настроение повышается. Обида, зависть и ненависть к кому – либо исчезают или резко снижаются в своей выраженности. Постепенно возникает и крепнет состояние внутренней душевной гармонии. Внутрицерковная аура добра и всепрощения постепенно облагораживает людей, регулярно выстаивающих службы, делает их душу чище, помогает в борьбе с дурными привычками и наклонностями, способствует совершению добрых поступков и удержанию от злых дел и слов. Постепенно возникающее и растущее во время Церковной службы состояние внутренней психологической расслабленности позволяет отдохнуть от суетных мирских тревог и переживаний, хотя бы временно забыть их и сосредоточиться на жизненно важных вопросах, единственно правильное решение которых нередко приходит именно во время службы. Терпеливое выстаивание до конца всего довольно длительного подчас времени Богослужения укрепляет волю и характер. Выполнение по ходу службы поклонов и вставание на колени в предписанные службой моменты способствует преодолению чрезмерной гордыни, являющейся причиной множества пороков и грехов. Постепенно развивающееся по ходу Церковной службы состояние мышечной физической расслабленности, релаксации снижает часто встречающееся у многих людей нервное перевозбуждение, успокаивает их, приводит в порядок состояние нервной деятельности и постепенно излечивает даже серьезные невротические расстройства. По той же причине происходит снижение патологического возбуждения определенных зон коры мозга и уменьшение зависимости и тяги к алкоголю, наркотикам и азартным играм. Длительное пребывание во время службы в состоянии полного мышечного расслабления и покоя формирует привычку к поверхностному неглубокому дыханию (подобно методике К. Бутейко), которое укрепляет иммунитет, улучшает состояние сердечно – сосудистой и других систем организма, снижает риск развития злокачественных новообразований (рака) и многих других болезней. Многие люди, регулярно посещающие Храмы, искренне считают, что Высшие Небесные Силы, в которые они верят и которых просят в молитвах, в том числе во время церковных богослужений, помочь им и их родным, действительно помогают им в разных серьезных делах - профессиональных, бытовых, помогают в излечении болезней и многом другом. Они верят в это. И по вере своей часто получают то, о чем молятся и о чем мечтают. Это доказано беспристрастной и объективной статистикой, фактами многочисленных, признанных официальной наукой неожиданных исцелений верующих после посещения святых мест, после искренней и наполненной веры молитвы у чудотворных икон. А главное, что многие из этих странных (для неверующих) людей, подолгу регулярно отстаивающих Церковные службы, выглядят и чувствуют себя почему – то более счастливыми тех, кто считает многочасовое церковное бдение бесполезной тратой времени. Их глаза лучатся непонятным для атеистов внутренним светом, отражающим общую душевную гармонию и состояние непроходящей радости и доброты. Качество их жизни, которое можно определяется психологами как соотношение по дительности и глубине состояний радости, удовольствия к общему суммарному показателю состояний горя, недовольства кем или чем - либо, обид и прочих отрицательных эмоций у «завсегдатаев» Божьих Храмов в среднем намного выше, чем у тех, кто не посещает Церкви. И напрашивается сам собой такой вывод: если хочешь, чтобы сбылись твои желания, если хочешь быть счастливым, спокойным и уверенным в себе - регулярно молись и ходи в Церковь, старайся делать больше добра и меньше зла. И тогда жизнь твоя состоится, а на пороге вечности ты без стыда оглядишь ее в последний раз и искренне поблагодаришь БОГА за все.

Ю. П. Анохин©.


E-mail: sirius03@mail.ru



Hosted by uCoz